Центры на базе ВУЗа || Профилактики экстремизма

Центр изучения социальных конфликтов и профилактики экстремистских   проявлений  в   молодёжной среде

 

Московский государственный областной гуманитарный институт уделяет постоянное внимание исследованию вопросов молодёжной политики, профилактики проявлений различных форм экстремизма.

В этих целях в структуре Института создан Центр по изучению социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодёжной среде. Идея создания Центра возникла в результате проведенного  в  МГОГИ  26  апреля 2012 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием на тему: «Проблема формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде». По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой были сформулированы рекомендации и пожелания о том, чтобы МГОГИ  выступило инициатором в разработке  проблем социальных конфликтов и профилактики проявления экстремизма в молодёжной среде.

Исходя из того,  что в современной России существует необходимость приоритетной разработки проблем предупреждения экстремизма в молодежной среде, в структуре МГОГИ  в январе 2013года был создан Центр.

В соответствии с утвержденным положением, Центр призван обеспечивать научно-аналитическую и консультационную работу по проблемам разрешения социальных конфликтов, стратегиям противодействия экстремизму, формированию у молодежи толерантного отношения к представителям других мировоззренческих и культурных традиций, способствовать укреплению безопасности, стабильности и устойчивости в обществе.

Основными целями деятельности Центра являются:

• организация научно-исследовательской, образовательной, информационно-аналитической и координационной работы по теоретическим и прикладным направлениям обеспечения социальной безопасности, изучение социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодёжной среде, комплексного подхода к научно-аналитической и социально-проектной деятельности в этих направлениях;

• содействие объединению и привлечению к совместной деятельности всех образовательных учреждений Московской области, органов управления муниципальных образований и отдельных общественных организаций и иных институтов исполнительной власти, обеспокоенных состоянием и проблемами межэтнического и межконфессионального взаимодействия в обществе.

Центр в достижении указанных  целей намерен свою работу строить  в следующих направлениях:  определение текущих и перспективных задач исследовательской работы сотрудников Центра; разработка актуальных проблем социальной безопасности, ксенофобии и национализма, экстремизма и терроризма; изучение конфликтных процессов в молодежной среде, установление факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи; разработка наиболее эффективных технологий конструктивного управления поведением молодежи в конфликтных ситуациях;  развитие практики общественной экспертизы и мониторинга для принятия решений по развитию этносоциальной деятельности в регионе; выдвижение инициатив (по согласованию с Учредителем) по различным вопросам деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма в органы государственной власти и органы местного самоуправления;     участие в разработке и реализации проектов, проведение научно-исследовательской работы в области профилактики экстремизма в молодежной среде; оказание методической и информационной поддержки учреждениям среднего, начального профессионального и высшего образования, находящимся на территории Московской области; содействие пропаганде и формированию правовой культуры жителей Московской области путем информационно-просветительской деятельности; содействие воспитанию социально зрелого слоя молодежи; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению и преодолению социальных, национальных, религиозных конфликтов.

В настоящее время Центром достигнуты Соглашения о  сотрудничестве с Институтом изучения проблем противодействия экстремизму и терроризму при Казахском гуманитарно-юридическом университете в г. Астане,  Академией управления МВД России. Центр принимает активное участие в объединении усилий ученых в разработке проблем экстремизма с такими ведущими научными организациями страны, как Институт философии  (ИФ РАН), Институт социологии (ИС РАН), Национальный  Антикриминальный и Антитеррористический Фонд России, журналом «Противодействие терроризму. Проблемы XXI века –CounterTerrorism», Московским антикоррупционным комитетом  и др.

В работе Центра активно принимают участие и поддерживают его научные начинания такие известные российские ученые-эксперты по проблемам национальной безопасности РФ,  экстремизму и терроризму профессора Ю. И. Авдеев, В. Е. Петрищев, О.М. Нечипоренко, Ю. В. Латов и др.  Так, например, только одним  Ю. И. Авдеевым в печатных изданиях Центра за 2012-2013 гг. издано три фундаментальные статьи:1.»Экстремизм – угроза национальной безопасности Российской федерации». 2. »Экстремизм в современной России: основные тенденции и проблемы противодействия». 3. «Религиозный экстремизм: сущность, типология, характерные черты».

Центр готов сотрудничать со всеми научными организациями, активно изучающими проблемы молодежного экстремизма.

За сравнительно небольшой срок существования Центра проделана значительная работа:  издан ряд научных работ и проведены научно-практические конференции, круглые столы и семинары. В их числе такие как «Проблемы формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 26 апреля 2012 года. Редакционно-издательский отдел МГОГИ. Орехово-Зуево 2012; «Практические аспекты профилактики экстремизма и противодействия распространению его идеологии в молодежной среде. Сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции. –  Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013;  Теория и практика в предотвращении экстремистских проявлений в молодежной среде». Областной научно-практический круглый стол. Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2013.  Материалы изданы в электроном варианте.

Значительным успехом в работе Центра является его участие в Конкурсе на премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» по номинации «Безопасная среда».  В данном конкурсе   Центр участвовал с проектом: «Профилактика экстремизма и противодействие распространению его идеологии в молодёжной среде». По итогам конкурса данный проект получил Диплом первой степени. Вручение его состоялось 20 декабря 2013 г. Губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьёвым.

Основные направления работы Центра по противодействию экстремизму и

терроризму в образовательной среде

Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи  необходимо делать на  их  профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.

 

Особая миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т. д. Важно создание единого образовательного пространства «семья-школа-вуз», главной задачей которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.

Основной акцент необходимо сделать на важности разработки единой комплексной программы идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми. Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного экстремизма и терроризма.

Важной определяющей компонентой в разработке стратегий в антиэкстремистской и антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых  людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной  пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся  об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния, а также введение антикриминального образования в различных образовательных учреждениях.

Первостепенным является разработка и функционирование, наряду с программой воспитательной работы образовательного учреждения комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательной среде.  Так, в течение последних трех лет, Центр совместно с другими структурами МГОГИ реализует подобную программу. Она направлена на:

- Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия в студенческой среде.

- Достижение необходимого уровня правовой культуры студентов как основы толерантного сознания и поведения.

- Формирование в студенческой среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности  к активному диалогу и взаимодействию культур.

- Общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве.

- Развитие направлений внутривузовской воспитательной работы по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в студенческой среде.

- Разработка направлений и путей проведения пропедевтической работы со студентами, профессорско-преподавательским составом по овладению системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве.

- Проведение регулярной диагностической и разъяснительной работы со студентами.

- Анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде и внесение необходимых корректив с целью повышения  результативности предпринимаемых мер.

Прогнозируемый результат: Здоровый психически, нравственно способный к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющий системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной и политической почве, выпускник института, будущий профессионал.

Комплексная программа по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательной среде может состоять из 3 направлений работы:

- научно-методического обеспечения;

- организационного обеспечения;

- общественно-воспитательной деятельности.

Реализация комплекса мероприятий  должно осуществляться лишь в тесном взаимодействии обучающихся с  учителями, кураторами,  родителями структурными подразделениями учебного заведения.

Важным элементом является научно-методическое обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму включающее:

- Создание постоянно действующих проблемных групп в образовательном учреждении с участием представителей правоохранительных органов,  религиозных и общественных организаций по вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму.

- Разработка и введение в учебные планы специальных курсов по противодействию религиозно-политическому экстремизму.

- Проведение регулярных публичных чтений лекций для студентов, направленных на профилактику проявлений экстремизма, преступлений  против личности, общества, государства.

- Разработка и утверждение перечня мероприятий деканатов и кафедр института в соответствии по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

- Проведение регулярных мониторинговых исследований, а также  деятельность психологов и социальных педагогов по оказанию информативной и  консультативной помощи студентам.

- Публикации  рекомендаций для кураторов студенческих групп по профилактике проявлений

экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, памяток для студентов 1 курса.

- Создание и пополнение мультимедийной методической  библиотеки по гражданско-

патриотическому воспитанию детей и молодежи и  профилактике проявлений экстремизма

и ксенофобии в молодежной среде.

Организационное обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму  включает:

- Регулярное проведение учебных тренировок со студентами по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.

- Организация цикла  показа тематических видеороликов в корпусах института, направленных на информирование студентов  о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.

- Проведение комплекса оборонно - спортивных соревнований «Спорт-миротворец» для
студентов-старшекурсников, как основы нравственно-патриотической и физической подготовки будущих защитников Отечества.

- Проведение студенческих научно-практических конференций по вопросам профилактики экстремизма и терроризма с привлечением учителей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования, представителей правоохранительных органов  и органов государственной власти.

- Организация практических семинаров для кураторов студенческих академических групп, учителей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования, по проблемам государственно- конфессиональных отношений и противодействия религиозно- политическому экстремизму с привлечением работников УВД, ФСБ, МЧС города.

- Проведение "круглых столов"  и открытых диспутов по вопросам взаимодействия ветеранских объединений и молодежных  студенческих организаций по патриотическому воспитанию и профилактике экстремизма в молодежной среде.

- Подготовка учителей – предметников на факультетах повышения квалификации по вопросам противодействия экстремизму в образовательной среде.

- Организация на базе вузов  районных и областных семинаров-тренингов для заместителей руководителей по безопасности и воспитательной работе образовательных учреждений области по вопросам информационного противодействия экстремистским проявлениям.

- Осуществление мониторинговых исследований и прогнозов социальных процессов в студенческой среде с целью профилактики экстремистских проявлений.

- Проведение месячника безопасности, занятий по профилактике правонарушений и

действий в экстремальных условиях.

- Организация недели правовых знаний.

- Размещение на интернет-сайте института, на страницах внутривузовской  газеты  информации, направленной на формирование у студентов чувства патриотизма, дружбы народов, интернационализма, а также информации этнокультурного характера.

- Распространение среди студентов информационных материалов, содействующих повышению уровня  толерантного сознания молодежи.

- Проведение организационно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий на  факультетах и кафедрах института по утверждению в сознании молодых людей  идеи личной и коллективной обязанности уважать права человека и разнообразие в нашем обществе (как проявление культурных, этнических, религиозных, политических и иных  различий между людьми), формированию нетерпимости к любым, проявлениям экстремизма.

- Мониторинг использования студентами интернет-ресурсов и социальных сетей (чаты, форумы, социальные группы) с целью профилактики проявлений экстремизма.

Общественно-воспитательная деятельность  может включать:

- Организацию и проведение "круглых столов"  с представителями основных религиозных конфессий на темы: "Религиозные объединения и гражданское общество", "Религиозные объединения в демократическом обществе", "О свободе совести и религиозных отношениях в Российской федерации", "Проблемы толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального регионального проживания« и др. с участием представителей правоохранительных органов,  религиозных и общественных объединений.

- Конкурс научных работ, исследовательских и творческих проектов  по противодействию религиозно-политическому экстремизму и по истории религий народов Российской Федерации.

- Проведение ежегодного конкурса среди студентов на лучший  документальный видеоролик,  студенческого конкурса публицистических материалов, конкурса проектов  студенческого самоуправления по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде.

- Проведение военно-спортивных игр и смотра – конкурса военно-строевой песни.

- Проведение комплекса студенческих ознакомительных экскурсий патриотического характера по местам боевой славы Подмосковья (в рамках празднования – 68-летия Победы в Великой Отечественной войне).

- Проведение Дней национальных культур (выставка, конкурс худ. самодеятельности) в рамках Московского областного фестиваля  народов мира «Дружба без границ».

- Работа по расширению уголка национальной дружбы в Музее истории института,  регулярное обновление информационных стендов в корпусах института.

По результатам деятельности вуза, были выявлены следующие рекомендации:

Для эффективности информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в молодежной среде  в рамках образовательного учреждения первоочередными мерами считать:

1. Проведение комплекса мероприятий по противодействию преступности экстремистской направленности, где основное значение должна иметь грамотная и своевременная профилактическая работа, в которой правоохранительным органам большую помощь могут оказать педагогические коллективы школ, техникумов, колледжей и ВУЗов, работники органов местного самоуправления, представители общественных объединений (спортивных секций, традиционных религиозных конфессий и т.д.).

2. Создание под контролем  общественных организаций и органов государственной власти при участии компаний, оказывающих услуги в сети Интернет, наблюдательных советов и «горячих линий», которые были бы наделены полномочиями оперативно удалять из глобальной сети Интернет материалы, содержащие призывы к насилию, детскую порнографию и другую негативную информацию, как это узаконено в большинстве развитых стран.

3. Организация учебных тренингов в вузах для педагогического состава по оценке, анализу и прогнозированию социально-политической ситуации в студенческой среде, по формированию толерантного сознания.

4. Регулярное проведение дней национальных культур, творческих фестивалей, конкурсов, лагерей и школ толерантности.

5. Разработка и введение в учебные планы специальных курсов по противодействию религиозно-политическому экстремизму.

Из всего сказанного вытекает необходимость разработки единой комплексной программы идеологической работы в системе образования и воспитания, нацеленный на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, восстановления позитивных ценностных ориентиров у молодежи, на перестройку сознания молодого поколения для их же будущего.

 

 

 

2017